1. Восхождение на Эверест: Everest VR
  2. Виртуальный мир придет на помощь
  3. Дивный новый виртуальный мир
  4. Новинки VR и будущее технологий
ВИРТУАЛЬНЫЕ МИРЫ: МОЖНО ЛИ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ БЕЗ САМОЛЕТОВ И АВТОБУСОВ

Большая часть населения Земли самоизолировалась дома, сузив рамки своих миров до предела четырех стен. Настало время задуматься о том, какую роль в нашей жизни играют путешествия. И можно ли отправиться в странствие, не выходя из дома.

ВОСХОЖДЕНИЕ НА ЭВЕРЕСТ: ПОГЛОЩАЮЩАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Пытаясь перекричать свистящий ветер, человек с германским акцентом, тяжело дыша, скажет: «Не торопись!». Человек пытается сосредоточить внимание на зажимах двух канатов, круто идущих вверх, но постоянно возникает искушение хоть мельком взглянуть налево, где начинается резкий обрыв, ведущий прямиком в бездонную снежную пропасть. Путешественник делает усилие, дотягиваясь до зажимов, и продолжает подниматься к вершине.

Он находится у подножия Хиллари Степ, печально известного 12-метрового каменного склона близ вершины Эвереста, долгое время считавшегося самым сложным участком восхождения со стороны Непала. С опасно разреженным кислородом на высоте около 8 790 метров, многие альпинисты либо падали тут замертво, либо просто садились и больше никогда не вставали.

В 1953 году альпинист Эдмунд Хиллари и его непальский шерпа Тенцинг Норгей стали первыми людьми, достигшими вершины Эвереста. Позже Хиллари писал о своем верном помощнике: «Он упал в обморок как гигантская рыба, которую, ценой невероятных усилий, только что вытащили из моря на берег».

Когда современный путешественник достигает вершины и отсоединяется от направляющих канатов, он чувствует слабую тошноту, хотя, вероятно, ему не настолько плохо, как было великому шерпе. «Альпинист» приостанавливает работу Everest VR и снимает гарнитуру виртуальной реальности HTC Vive. Когда глаза привыкают к новой реальности, мозг начинает подсказывать, что он находится в своей квартире, в самоизоляции на карантине, вызванным пандемией коронавирусной инфекции. Он более не созерцает Гималаи с высоты птичьего полета. Вместо этого, как шекспировская Джульетта, наблюдает с балкона за тем, как несколько строителей работают над возведением нового жилого квартала, а солнце сверкает в их отражающих свет жилетах. Это вызывает чувство зависти, а также размышления о том, насколько они реальны и где вообще проходит граница реальности.

РЕАЛЬНОСТЬ КУСАЕТСЯ

Время для очередного путешествия сейчас действительно не самое удобное. Пришло время задуматься о том, что на самом деле означает путешествовать, без чего уже сложно представить жизнь, а заодно и понять, можно ли странствовать без самолетов, автобусов и поездов.

ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР ПРИДЕТ НА ПОМОЩЬ

В каком-то смысле ответ — да. Everest VR, виртуальная программа восхождения на самую известную вершину в мире, длится час: от церемонии посвящения и прохождения комплекса подготовки в базовом лагере у подножья горы до сложного сражения с природой у самого пика. Это лишь один вариант из множества подобных, доступных с гарнитурами VR от таких брендов, как Vive и Oculus.

С таким же успехом можно плавать с голубыми китами и медузами всех оттенков и цветов в программе Bluе, или сидеть за рулем марсохода, исследуя Красную планету в 2030 году. Еще недавно основное распространение VR было ограничено качеством и количеством релизов и высокой стоимостью таких гарнитур, как HTC Vive и Oculus Quest. Однако ситуация продолжает меняться с каждым днем. Half Life: Alyx, новая захватывающая зомби-игра для VR-гарнитур, уже названа прорывом для данного формата с точки зрения интуитивной игры и манеры повествования.

ДИВНЫЙ НОВЫЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР

Индустрия видеоигр, общая стоимость которой в прошлом году приблизилась к отметке в 148,8 миллиардов долларов США, уже давно создает богатые и красивые виртуальные миры.

Ubisoft, создатель популярной приключенческой игры Assassin’s Creed Origins, для производства версии Древнего Египта использовал штатного историка и команду египтологов. Версия оказалась настолько точной, что даже предсказала открытие в 2017 году секретной комнаты в одной из Великих пирамид. А ведь помимо этого в игре также есть режим тура, позволяющий геймерам исследовать Египет эпохи Клеопатры с виртуальными гидами или монахами из Ордена тамплиеров.

Игровой «туризм» получил настолько впечатляющее развитие, что в конце прошлого года Rough Guides выпустили The Rough Guide to Xbox. Это изучение красивых пейзажных карт в играх Xbox, от Аркадианской рощи Эддиана в Anthem до форпоста Золотые пески в Sea of Thieves, своего рода Мальдивском пиратском острове.

НОВИНКИ VR И БУДУЩЕЕ ТЕХНОЛОГИЙ

Между тем, производители каждый день ищут новые способы нас удивить. Это касается и Google, чье приложение Expeditions включает VR-туры по Международной космической станции и Национальному музею Ирака. В Би-би-си существуют такие серии, как «Семь миров», «Одна планета», которые предлагают настолько детальное погружение, что грань с реальностью совершенно стирается. И на достигнутом никто не собирается останавливаться.

Отдел естествознания Би-би-си выпустил видео 360, позволяющее окунуться в процесс созерцания солнечного затмения прямо из космоса или погрузиться с гигантскими морскими дьяволами в Мексике. В совокупности с Magic Leap и Preloaded — создателями гарнитур дополненной реальности – эта программа позволяет пользователям увидеть виртуальных муравьев-листорезов и амазонских блуждающих пауков прямо на столе в их собственных гостиных. Продолжается разработка VR-тура по дому, который позволит углубиться в мир домашних мух, пауков и крыс, живущих под нашим полом.

«Научно доказано, что даже просмотр природы в цифровом формате помогает психическому благополучию людей, что сейчас особенно важно», — заявил Ли Бэкон, руководитель отдела цифровых технологий программы Центра естественной истории Би-би-си. Примечательно, что эти слова были сказаны в Zoom — одном из приложений для связи, ставших очень популярными в последние месяцы. «Мы всегда стремимся использовать новые инновации для более глубокого погружения, будь то VR или Slow TV. Поскольку люди стали путешествовать гораздо меньше, это может стать важным моментом для развития такого рода технологий».

VR ПРОТИВ РЕАЛЬНОСТИ

Сложившиеся условия кажутся идеальным моментом для стремительного развития виртуальных путешествий. Основным конкурентом этой индустрии были лоукостеры — дешевые авиаперевозчики, серьезный удар по которым нанесли глобальная пандемия коронавируса и растущая озабоченность относительно воздействия полетов на окружающую среду. Доктор Ян Пирсон — ведущий футуролог, инженер, автор и изобретатель, предсказал ряд инноваций, которые сделают цифровые путешествия более привлекательными уже в ближайшем будущем. И особенно это касается виртуальной реальности.

Одним из примеров является Active Skin, программа, которая позволит буквально почувствовать виртуальные путешествия. И это может случиться уже в следующем десятилетии. «Мы уже можем сделать транзисторы такими маленькими, чтобы они могли проникать через кожу», — объяснил доктор Пирсон. «Их можно распылять, как чернила, а затем посылать сигналы нашей нервной системе. После этого мы сможем почувствовать солнечный свет и соленый ветер на пляже на Мальдивах или прохладный мрамор Тадж-Махала». Еще раньше, утверждает ученый, мы увидим контактные линзы дополненной реальности, которые будут использовать существующую технологию, чтобы придавать физическим пространствам различные цифровые свойства, например, превращать жилые комнаты в тики-бары или комнаты отдыха в аэропортах в тропические леса.

По его мнению, наиболее значимые достижения произойдут в 2050-х годах. К тому времени мы, используя нано-устройства, связанные с нашими синапсами, научимся загружать свое сознание в киберпространство, что превратит нас в сверхлюдей. «Вы сможете войти в систему, скажем, в Великобритании и выбрать своего робота в Австралии», — сказал ученый. «Появится возможность делать все то же, чем занимается реальный человек, и даже больше. При этом появятся дополнительные способности, например, способность быстрее анализировать информацию, а воспоминания о виртуальных путешествиях останутся с вами навсегда».

В ЧЕМ ПОДВОХ VR

Однако подобное развитие технологий может быть опасным. Есть много потенциальных последствий антиутопии, от перенаселения андроидами до этических проблем. Будут победители и проигравшие, и, как и в «Людях-Икс», многие не захотят жить бок о бок с новыми людьми, обладающими сверхспособностями.

…ИЛИ ВСЕ-ТАКИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Путешествия всегда было трудно охарактеризовать с философской точки зрения. Сейчас можно почувствовать себя путешественником, просто выходя на улицу и оценивая происходящее вокруг. Разработчикам цифровых технологий придется сделать что-то грандиозное, чтобы приблизиться к репликации всего этого — и когда позже все же состоится восхождение на вершину своего виртуального Эвереста, это может не доставить такой же радости, как наблюдение за голубями Victoria Park. В последующие годы мы будем видеть все больше и больше потрясающих и красивых виртуальных миров, но для многих из нас реальный мир все еще гораздо лучше всего того, что способны подарить технологии.